Главная » Статьи » Тбилисский район » История

Тбилисская-речной порт?

Первый пароход и баржа на Кубани были построены в 1858 году в Англии по заказу Черноморского казачьего войска на его средства. Свой  первый рейс первый кубанский пароход совершил 16 марта 1859 года. Снявшись с якоря в Темрюке, он дошёл до станицы Тбилисской.

А было это так: ещё в 1857 году,26 октября, войсковое правительство заключило контракт с английской компанией «Ренвиль и Салькельд» на постройку для войска парохода и баржи. В разобранном виде они были доставлены в Темрюк вместе с четырнадцатью английскими мастеровыми, которые собрали и опробовали их 17 октября следующего года. Имеющее в длину около 50 метров, судно щеголяло одной бронированной стенкой, всегда обращённой к закубанскому неспокойному берегу, имело в виде топлива много дров и оливкового масла.

К сожалению, в первый же рейс у парохода были сломаны оба руля и повреждён корпус.длина судна часто превышала ширину Кубани, что не давало возможности развернуться, не добавляло оптимизма и закоряженное топляком русло. Тем не менее, пароход совершил немало рейсов между Темрюком и Тбилисской. Возил он почту, пассажиров и грузы в виде скота, зерна и других товаров. В конце концов, намучившись с крупногабаритным судном, казаки продали его частному лицу, чтобы хоть частично покрыть затраченные на него немалые по тому времени 35 тысяч рублей.

Попытки оседлать неспокойную реку были возобновлены в 1871 году, и уже два года спустя совершались регулярные рейсы из Керчи в Тбилисскую и обратно. Эти интересные факты, раскопанные в исторических архивах известным писателем и краеведом Виталием Бардадымом, наводят на множество мыслей. Тогдашняя полноводность Кубани позволяла ходить пароходам до Тбилисской. Учитывая морской статус Керчи, вызывает уважение, естественно, и статус нашей станицы.

Видимо, многие наши предки рассекали кубанские волны и как пассажиры и как грузоперевозчики. Возможно маршрут можно было проложить и далее но, скорее всего, помешало этому не мелководье, а замысловато-извилистое русло реки между Тбилисской и хутором Романовским(ныне городом Кропоткин).

Как бы то ни было, но наша станица являлась важной точкой пароходного маршрута, говорит о том, что здесь был региональный торговый перевалочный пункт, экономический перекрёсток, рынок рабочих рук. Со временем Кубань обмелела, обросла каналами, прервалась плотиной Кубанского моря, и Тбилисская перестала быть портом, а жаль. Наверное, многие из нас пожелали бы прокатиться до Краснодара или Темрюка на пассажирском или прогулочном теплоходе.

Категория: История | Добавил: Admin (10.08.2014)
Просмотров: 1403 | Теги: история тбилисской, судоходство, порт в Тбилисской, история | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Популярные материалы:
avatar